тестирование сайтаТестирование сайта необходимо разделить на три этапа: это «тестирование вёрстки», «технологическое тестирование» и «пользовательское тестирование». Технологическое тестирование производится постановщиком задач при сдаче реализованного функционала (независимо от того, на стандартной платформе или собственными силами он реализован). На этом этапе проверяется фактическая работоспособность всех функций сайта, работоспособность всех подключённых модулей CMS, корректность работы форм данных и тому подобное. По результатам тестирования все найденные ошибки должны быть корректно описаны и, в сопровождении соответствующих скриншотов, направлены разработчику на исправление. Тестирование сайтов — процесс итерационный, и может повторяться множество раз, до тех пор, пока все ошибки не будут исправлены.

Отдельно хотелось бы поговорить о «пользовательском тестировании». Ведь пользовательское тестирование — задача, в конечном счёте, в значительной мере определяющая качественность и успешность ресурса — часто остаётся во многих проектах невыполненной или выполненной ненадлежащим образом. Отличие этого тестирования в том, что если цель тестирования вёрстки или технологического тестирования — найти и исправить допущенные при создании сайта ошибки, то цель пользовательского тестирования — представить себя клиентом и, пройдя всю цепочку взаимодействия с сайтом, определить возможную степень удовлетворённости клиента, а также «слабые места» сайта, мешающие вовлечению его посетителей в процесс сделки. Заметьте, найденные в процессе пользовательского тестирования ошибки могут совсем не иметь отношения к программированию или вёрстке, это могут быть неудачные моменты текстов, некорректно представленные данные и т.п., такие ошибки просто не заметит никто из тех, кто делает техническую сторону дела, для них в этом случае «всё работает».

Вот история о клиенте, в течение четырёх месяцев создававшем достаточно сложный в техническом отношении инновационный портал, целью которого было продвижение и продажа программного обеспечения, распространявшегося на условиях лицензии shareware (пользователь мог свободно скачивать с сайта ограниченную версию, но за полную функциональность требовалось платить). Ресурс был полностью работоспособен, перед запуском рекламной кампании (а за сравнительно недолгий срок на рекламу этого ресурса было потрачено немногим менее сотни тысяч долларов) весь процесс работы клиента с сайтом был проверен, все страницы открывались, формы работали, программа скачивалась и т.п. После старта рекламы на сайт просто повалили посетители, счётчики показывали отличную работу спланированного и реализованного бизнес-процесса: наиболее активно посещались именно те страницы, что и задумывалось, количество скачиваний программы измерялось фантастическими цифрами. Однако ни в тот период, ни когда-либо позже в компанию не обратился ни один человек. Заметьте: ни один из десятков тысяч скачавших программу не позвонил или не написал даже письма. В результате служебного расследования были снова проверены все шаги, и подтвердилось, что сайт полностью работоспособен, идеально способствует направлению пользователя на скачивание программы. А когда попытались скачать программу, выяснилось, что и этот шаг проходит без сучка, без задоринки. Скачанную версию технические специалисты компании устанавливали на различные компьютеры и вертели, в общем, так и эдак. Всё работало просто идеально. Провал так и остался необъяснённым: никакие из предлагавшихся теорий не могли объяснить тот факт, что вообще никто не обратился в компанию. Проект был закрыт. Правда выяснилась много позже и по совершенной случайности: автор случайно оказался за спиной у специалиста, который ставил программу на свой компьютер. Программа спросила пароль, специалист набрал «123» и нажал Enter. Всё заняло пару секунд, и процесс установки продолжился. После некоторого колебания я спросил, та ли это версия, что лежала на сайте того закрытого проекта. Оказалось, что именно эта. Самое смешное, что потребовалось некоторое время, чтобы объяснить, что именно здесь «не так». А ведь тестирование скачивания и установки этой программы проводил технический отдел числом чуть менее десятка человек в полном составе! Наверное, когда пару лет вводишь «123» при каждой установке, то, видимо, уже совершенно не замечаешь этого события…

Эта история должна побудить вас понять: тестировать необходимо всё, и тестировать должен человек, максимально знакомый с бизнес-процессом, и с «незамыленными» глазами. Если этот сайт — ваш бизнес, то что вам толку, что вы уволите того, кто проглядит фатальную ошибку? Поэтому тестирование от имени клиента должно проводится: а) коммерсантом; б) наиболее компетентным из возможных. И боже вас упаси от различных «научных методов тестирования» и, в особенности, «фокус-групп»: это только на первый взгляд кажется логичным, что «чтобы грамотно провести клиентское тестирование, тестировать должны именно конечные пользователи», в реальности же, недостаточно просто думать, как клиент, или просто быть им, необходимо ещё, сверх того, обладать пониманием задачи в целом, острым умом и, главное, неравнодушием к судьбе проекта. В общем, мораль: трижды подумайте, прежде чем поручить кому-либо эту задачу.

Узнать стоимость

NS-studio